WEBcommunity

Урок музыки как прощальное послание любимому

Причин появления такого письма может быть несколько. Вполне возможно, женщина почувствовала, что их отношения пробуксовывают, и решила сказать «последнее прости» — со скрытой надеждой, что он обязательно потребует продолжения. Либо она просто поняла неизбежность разрыва и поспешила сделать это самой. Всегда труднее видеть себя брошенной...

На одном из сайтов по пикапу мне попалось письмо, написанное умной и очень образованной женщиной. Оно представлено владельцами сайта как совершенный образец любовного послания. Хочу, чтобы вы прочитали его и высказали мнение.

Однажды мне попеняли за пристрастное разглядывание чужой жизни. А как не разглядывать, если именно подробности и эмоциональные реакции составляют суть человеческих взаимоотношений? Все же не думаю, что, читая чужие письма, мы подглядываем в замочную скважину. Ведь автор анонимен, а читатели наверняка смогут узнать в письме какие-то сходные черты с их собственной перепиской.

По сути, это письмо-прощание. Только тонкая и деликатная душа в состоянии выразить себя так, как это сделала автор (к сожалению, ничего о ней не знаю). Разбитые мечты, эмоции и растерянность, образность и искренность, открытость к диалогу и нежелание обидеть… Почему-то мне кажется, что Она все еще не сожгла все мосты. А значит, все еще есть некая надежда на лучший исход.

Причин появления такого письма может быть несколько. Вполне возможно, женщина почувствовала, что их отношения пробуксовывают, и решила сказать «последнее прости» — со скрытой надеждой, что он обязательно потребует продолжения. Либо она просто поняла неизбежность разрыва и поспешила сделать это самой. Всегда труднее видеть себя брошенной, чем выступить инициатором расставания.

Похоже, Ричард, со своей стороны, оказался себялюбцем и не спешил связывать себя малейшими обязательствами. Возможно, он относился к типу мужчин, которых называют noncommittal — уклончивый, неопределенный, склонный к уловкам и уклоняющийся от прямых ответов. Ну вот такие они свободолюбивые!

Годы работы в брачном агентстве подарили мне незабываемый опыт общения с сотнями мужчин и женщин со всех концов земли. Да, они разные, но в то же время есть вещи, неизменно объединяющие даже очень непохожих людей.

Одна из незаменимых доброделетей на пути к любимому — безмерное терпение. Хорошо знаю одну 49-летнюю даму, которая два года переписывалась с англичанином, встречалась с ним четырежды, но вышла замуж за другого. И это стал мощнейшим шоком для англичанина: он был уверен, что встретил любовь своей жизни. Просто не сделал официального предложения. Но он считал, что само его поведение должно внятно объяснять его намерения. И осталось ему, что называется, локти кусать. Даже спустя четыре года он все еще не может ее забыть. И готов жениться, если ее нынешний брак окажется несчастливым…

Письмо довольно длинное и многословное. Англоязычный народ предпочитает читать фразы попроще и покороче — это тоже проверено! :) Тем не менее за тремя страницами встает образ милой и чувствительной женщины, способной, тем не менее, постоять за себя и понять, что для нее хорошо, а что плохо. И не побояться порвать связь с человеком, который стал уже близок и дорог.

Меня удивило, что письмо публикуется по-русски. Вероятно, для его доступности. Я предпочитаю цитировать английскую версию и давать ее перевод. Но давайте наконец почитаем историю несостоявшейся любви!

***

Дорогой Ричард!

Я не знаю, как и с чего начать. В поисках пути я долго и трудно думала, и мне приходили в голову самые разные идеи…

В конце концов, меня посетила одна мысль, музыкальная метафора, которая помогла мне отчетливо ощутить если не удовлетворение, то хотя бы понимание. И этим образом я хочу поделиться с тобой. Поэтому, пожалуйста, побудь со мной на этом очередном уроке музыки.

Наиболее распространенной формой больших классических произведений является сонатная форма. Это — основа почти всех симфоний и концертов. Соната состоит из трех главных частей: экспозиция или вступление, в котором показаны и представлены друг другу маленькие идеи, темки, фрагментики; развитие, в котором эти крошечные идеи и мотивы тщательно исследуются, углубляются, часто путешествуют от мажора (радости) до минора (грусти) и наоборот, они совершенствуются и соединяются в сложные сплетения, пока, наконец, на смену им не придет финал, и он является итогом, чудесным выражением полной, зрелой завершенности, которой достигли крошечные идеи в процессе развития.

Какое отношение все это имеет к нам, спросишь ты, если, конечно, еще не догадался сам.

Я вижу, что мы зациклились на вступлении. Поначалу все было естественно и просто восхитительно. На этом этапе каждый проявляет то лучшее, что скрыто в нем: озорство, обаяние, он желаем и желает, интересуется и интересует. В этот период ты ощущаешь, что тебе невероятно хорошо, и что ты способен любить, как никогда ранее, потому что не нуждаешься в мобилизации своей защиты. Поэтому в объятьях твоего партнера находится душевное создание, а не гигантский кактус. Это время наслаждения двоих, и, без сомнения, каждый изо всех сил пытается превратить свою жизнь в сплошные вступления.

Но вступления не могут продолжаться бесконечно, просто невозможно переживать их вновь и вновь. Вступление должно развиваться и совершенствоваться — или же скончаться от однообразия. Ничего подобного, не согласишься ты. Можно уходить прочь в погоне за переменами, обретать их, находить других людей, другие места, чтобы возвращаться к прежним отношениям, как если бы они начинались сначала, и постоянно штамповать новые и новые вступления.

Мы прошли затянувшийся ряд повторяющихся вступлений. Иногда нас разделяли неотложные дела — и это было необходимо, — но при этом таким близким людям как мы с тобой, вовсе не следовало напускать на себя строгость и суровость. Некоторыми вещами управлял ты, стараясь предоставить самому себе все больше возможностей для возврата к желанной новизне.

Очевидно, стадия развития для тебя — проклятие. Потому что здесь мы можешь внезапно обнаружить, что у тебя есть всего лишь коллекция жестко ограниченных идей, которые, как ни старайся, нельзя воплотить, или, — что даже хуже для тебя, — что ты творишь ростки чего-то замечательного, — симфонии. А в этом случае предстоит потрудиться; достичь глубины, бережно соединяя части целого, чтобы они обогатились сами и обогатили друг друга. Я думаю, что эта аналогия соответствует тому моменту в написании книги, когда ты либо берешься за раскрытие главной темы, либо отказываешься от нее.

Без сомнения, мы зашли гораздо дальше, чем ты когда-либо предполагал. И мы остановились как раз в тот момент, когда, как мне казалось, нам предстояли новые закономерные и прекрасные шаги. Я видела, что наше с тобой развитие постоянно откладывается, и пришла к выводу, что в раскрытии нашего творческого потенциала мы не пойдем дальше судорожных попыток, так никогда и не воспользовавшись поразительным сходством наших интересов, — независимо от того, сколько времени мы будем вместе, нам будет чего-то недоставать. Поэтому наше развитие, которым мы так дорожим и о возможности которого знаем, становится невозможным.

Мы оба видим, что впереди нас ждет что-то чудесное, но отсюда мы туда не попадем. Я столкнулась с прочной стеной защиты, а тебе нужно строить еще и еще. Я стремлюсь к совершенству и полноте дальнейшего развития, а ты ищешь всяческие способы; чтобы избегать их в наших отношениях. Мы оба надломлены. Ты — не в состоянии вернуться, я — не в силах идти вперед. И все то ограниченное время, которое ты предоставил нам, мы находимся в состоянии постоянной борьбы, нас окружают сплошные тучи и мрачные тени.

Постоянно чувствовать твое сопротивление мне и тому растущему между нами чуду, будто мы с ним такие страшные, испытывать при этом всякие формы противодействия, когда некоторые из них просто безжалостны, — все это причиняет мне порой невыносимую боль.

У меня сохранились записи того времени, когда мы были вместе. Я долго и честно вглядывалась в них. Они опечалили меня и даже привели в замешательство, но все же помогли посмотреть правде в глаза. Я мысленно возвратилась в начало июля и последующие семь недель. В самом деле, это было счастливое время. Это было вступление, прекрасное вступление. Затем нас разделяли жесткие и надуманные преграды и в такой же степени жесткое уклонение-сопротивление с твоей стороны, когда ты возвращался вновь.

Что в отдалении и отдельно, что вместе и отдельно — все равно мы будем слишком несчастливы. Я ощущаю себя живым существом, которое много плачет, существом, которое даже обязано плакать, потому что вроде бы счастье нужно выстрадать. А я знаю, что мне еще рано превращать жизнь в сплошное страдание.

Когда ты, узнав о моей болезни, сказал, что «не видишь смысла» в отмене своего свидания, правда обрушилась на меня с силой снежной лавины. Со всей честностью, глядя в лицо фактам, я знаю, что даже при огромном желании не смогу продолжать все это. Не смогу смириться и в дальнейшем.

Надеюсь, ты не будешь рассматривать это как разрыв соглашения, но скорее как продолжение многих и многих концов, начало которым положил ты. В попытке заинтересовать тебя той радостью, которую доставляет внимание, я признаю свое поражение.

Ричард, мой драгоценный друг, я произношу эти слова мягко, даже с нежностью и любовью. За мягкими тонами нет затаенного гнева. Эти тона искренни. Я не обвиняю тебя, не упрекаю, не придираюсь, а лишь пытаюсь достичь понимания и прекратить боль. Я рассказываю тебе о том, что вынуждена была признать: у нас с тобой никогда не будет развития, а уж тем более всей полноты отношений, достигших своего расцвета.

Если хоть что-нибудь в моей жизни и заслуживает того, чтобы отказаться от установленных ранее моделей и выйти за все ограничения, — то это не то иное, как эти самые отношения. Я вполне могла бы оправдываться за свое чувство подавленности, поскольку в попытке реализовать эти отношения прошла через многое. Но вместо этого я горжусь собой и счастлива, что пока у нас было исключительная и необыкновенная возможность, я ее осознавала и делала все возможное, в полном смысле этого слова, чтобы оберегать ее.

Теперь мне этого достаточно. В этот ужасный момент, когда все кончено, я могу честно сказать, что, попытавшись дать нам несбывшееся замечательное будущее, я не смогу больше предпринять ничего нового. Невзирая на боль, я счастлива, что на этом особом пути узнала тебя, и время, проведенное с тобой, сохраню бережно, словно сокровище. Общаясь с тобой, я выросла и многому научилась. Знаю, что и сама привнесла, в тебя немало положительного. Друг для друга мы, пожалуй, самые яркие люди из всех, с кем когда-либо соприкасались.

Только что мне пришло в голову, что можно провести аналогию еще и с шахматами. В этой игре каждая сторона сразу начинает преследовать свою независимую цель, хотя она и зависима от другой стороны. К середине игры страсти накаляются, оба игрока ослаблены потерями своих шахматных фигур. Затем наступает конец игры, когда одна из сторон парализует другую, заманивая ее в ловушку.

Ты смотрел на жизнь как на шахматную игру, и за это я благодарна тебе. Мне виделась соната. Из-за этих различий погибли король и королева, и оборвалась мелодия.

Я все еще твой друг, и знаю, что ты тоже остался моим другом. Я отправляю эти строки с сердцем, полным проникновенной, нежной любви и огромного уважения. Ты знаешь, что именно так я относилась к тебе. Но в моем сердце поселилась глубокая печаль, поскольку возможность, такая многообещающая, такая необъективная и прекрасная, должна уйти неосуществленной.

***

Выскажитесь! Согласны ли вы с такой формой «прости-прощай»?

А нужно ли вообще писать прощальные письма? Не проще ли уйти по-английски, не утруждая себя объяснениями?

Как вы сами реагируете, если мужчина уклоняется от решительных действий и предпочитает держать вас в подвешенном состоянии?

Марианна Тамбеллини