Под влиянием общественных требований к обучению и воспитанию молодого поколения выдающийся чешский педагог Ян-Амос Коменский (1592-1670) обосновал принцип «природосоответствия» процесса обучения, отстаивал потребность изучать природу детей и молодежи, их возрастные особенности, учитывать их во время определения содержания и методов школьного обучения. Свое понимание возрастных особенностей психического развития детей он применил во время разработки теории обучения. Его Возрастная периодизация состоит из четырех этапов (по шесть лет каждый): детство, отрочество, юность, возмужалость. В основе ее — особенности развития и воспитание детей соответственно периодам школьного обучения.
На современном этапе развития педагогики существуют разные подходы к определению Возрастной периодизации: психолого-педагогическими критериями, которые учитывают характерные для каждого возраста уровень развития, содержание и формы обучения и воспитание, основную деятельность, соответствующий ей уровень сознания и самосознания личности. Естественной основой вековых особенностей развития есть анатомо-физиологическое созревание организма, его органов, центральной нервной системы, желез внутренней секреции.
Целиком обоснованной считается Возрастная периодизация В. Крутецкого : новорожденный (до 10 дней); грудной ребенок (до 1 года); ранний (детский) возраст (1-3 года); перед дошкольный период (3-5 лет); дошкольный (5-6(-7) лет); — младший школьный (6(7)-11); подростковый (11-15 лет); возраст старшеклассников (15-18 лет) . Переход от предыдущего периода к следующему часто имеет кризисный характер.
Определение периодов, стадий, фаз психического развития личности необходимое для создания оптимальной системы обучения и воспитанию, использованию в полном объеме возможностей ребенка на каждом вековом этапе. Критериями их определения есть системные существенные качественные признаки — психическое и социальное изменения на определенном этапе жизни ребенка.
Важное значение имеет понимание связи между периодами и стадиями развития, поскольку приобретенные знания и привычки на предыдущей стадии переходят в следующую и используются в новых, более сложных взаимоотношениях личности с общественной средой.