WEBcommunity

Кто любит поучать?

Поразительная разница в предъявлении себя окружающим. «Я - великий гуру» либо «Я просто человек, которому открылась одна из граней необъятного знания». Скорее всего - это просто один и тот же путь познания себя, но в разные периоды времени.

Поразительная разница в предъявлении себя окружающим. «Я — великий гуру» либо «Я просто человек, которому открылась одна из граней необъятного знания».

Скорее всего — это просто один и тот же путь познания себя, но в разные периоды времени. Начало пути — это «гуру». Человек открыл для себя нечто, что удивительным образом меняет качество жизни. Его собственной жизни. И теперь стремится поделиться этим открытием с другими. По ходу он учится осознавать собственную ценность и начинает проповедовать свое знание. Ведь подсознательно он еще не совсем уверен в правильности открытия и его великой ценности. И дабы убедить в первую очередь себя — рассказывает всем, какое замечательное сделал открытие, узрел истину, так сказать. В этом процессе его хвалят и ругают. Критику он отбрасывает за ненадобностью, а похвалы коллекционирует, как бесценные сокровища. Ведь они подтверждают робкое осознание своей ценности.

Со временем работа в качестве гуру дает свои плоды — похвалы становятся не так важны, а критика — не столь болезненна. В бессознательном уже закрепился новый факт, что я есть ценность сам по себе и желание проповедовать и наставлять на путь истинный идет на спад.

Но это не значит, что человек перестал идти по пути познания. Он всего лишь продвинулся по этому пути. В сторону понимания, что он просто человек, которому открылось неведомое. Все по настоящему великие люди, оставившие нам удивительные открытия, подчеркивали свою якобы непричастность к процессу познания. Акцент ставился на том, что знание пришло само, озарило неожиданно, приснилось во сне или вообще посетило каким-то странным образом.

Т.е. на начальном этапе пути человек значительно переоценивает свое участие и свою ценность. Прозрение наступает тогда, когда вначале начинаешь видеть мессианство и проповедование в других. И это значит — что в тебе самом это имело место совсем недавно или живо по сей день. Становится довольно неприятно. Но это просто болезнь роста. Потому как если ты сумел увидеть признаки болезни — считай, что пошел на поправку. Теперь ты начинаешь ощущать себя единым с этим огромным миром информации. Приходит понимание, что каждый человек приспособлен для ее восприятия и передачи другим людям и нет в этом естественном процессе ничего возвышенного и удивительного. Ничего такого, что дает право проповеднику возвышаться над толпой, жаждущей советов. Ничего такого, что дает право судить тех, от кого пока скрыто это тайное знание.

А собственно величие и ценность человека, познавшего тайну, возрастает пропорционально тому, насколько случайным и незначительным он считает свое причастие к процессу. Чем меньше он склонен учитывать свои заслуги и тяжкий труд по наработке тайных знаний, тем выше его ценность и тем более полезным оказываются сами знания.

Тут вот еще что важно — пока я классно разбираюсь в решении чужих проблем, я еще проповедник. Ибо буду рассказывать всем, как решать проблемы (которые сам для себя решать уже научился). Когда же я понимаю, что рассказать об этом невозможно и свой опыт не передашь никаким образом — вот тогда и приходит понимание, что я просто сосуд для СВОЕГО ОПЫТА. Точно также как и любой другой человек. Из одного сосуда в другой не перелить. Поэтому единственное, что я могу дать этому миру и людям — это свой опыт. Свои субъективные переживания. В надежде — что кому-то они послужат толчком для их субъективного опыта и новых переживаний, трансформирующих жизнь.

Пока есть мысли типа «Да как они не могут понять?», «Да почему же они ничего не делают, а только жалуются и просят совета?» — диагноз ясен, человек считает себя гуру и уверен, что может помочь страждущим. С теми, кто прислушиваться к проповедям не желает, он довольно категоричен. Поскольку искренне считает, что человек обязан над собой трудиться и тогда (и только тогда!) будет ему счастье. В противном случае — ни-ни, даром счастье не выдают, извините. Обычно проповеди предваряются вступлением — историей из жизни проповедника — как он сам долгие годы денно и нощно работал над собой и теперь пожинает праведные плоды своих усилий.

Когда же человек понимает, что вне его и совершенно независимо от него и его усилий существует удивительная реальность со своими универсальными законами он начинает испытывать скромность. И происходит осознание, что проповедование своих личных ценностей вовсе не является лекарством для других людей. Только лишь понимание универсальных законов может помочь каждому из нас изменить свою жизнь. А эти законы не нами писаны, и само понимание не является великим актом, после которого должно следовать зазывание повторить успешный опыт.

Скромность — воистину мать всех добродетелей. Человек перестает ощущать себя первоисточником или главным действующим лицом, и становится сосудом, носителем, агентом.

К. Юнг

Каждый человек хочет жить, учиться, любить, оставить след после себя. Но если при этом стараться сохранять баланс, не впадая в нравоучения — такая жизнь доставит гораздо больше радости.

Яна Лан